Губин Виктор Егорович,доцент, к.э.н.,Губина Оксана Витальевна,доцент, к.э.н.,кафедра экономического анализа и статистики ОрелГИЭТ Журнал Финансовый анализ, сентябрь — октябрь, 2008, №43 Организация считается рентабельной, если доходы от продажи товаров покрывают издержки обращения и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования организации. Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами. Рентабельность применяют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Оценка рентабельности организации позволяет специалистам выявить сильные и слабые стороны бизнеса еще до начала работы, еще на стадии идеи создания организации.
Снижение рентабельности издержек сократило рентабельность продаж на 0,85%, а рост издержкоёмкости повысил результативный показатель на 0,15%. Темпы роста рентабельности продаж, издержек обращения и издержкоёмкости продаж составили: 71,1%; 65,1%; 109,3%. Следовательно, не соблюдается соотношение, при котором темп роста рентабельности продаж выше темпа роста издержек обращения и издержкоёмкости продаж.
Заменив в уравнении 12 показатель рентабельности продаж на составные элементы из уравнения 11, получим в результате преобразований развёрнутую систему, в которой рентабельность увязывается как с эффективностью использования основных и оборотных средств, так и с издержками обращения: Из пяти факторов, рассмотренных ранее, отрицательное воздействие оказало только снижение рентабельности издержек обращения.
Проведем факторный анализ рентабельности продаж торговой организации по данным за три года. Поскольку за исследуемый период организация не имела управленческих расходов, то при проведении факторного анализа рентабельности продаж влияние данного фактора на результативный показатель учитывать не следует. Таким образом, формула (2) примет следующий вид (формула (3)): Для расчета влияния факторов на результативный показатель используем формулы (4-7) и метод цепной подстановки.
1.
Влияние доли товарных запасов в оборотных активах: 0,0172-0,0155 = +0,0017. Совокупное влияние: 0,0105 + 0,0017 + 0,0001 + 0,0017 = -0,0070. Согласно факторной модели, последние три фактора будут оказывать на рентабельность продаж обратное воздействие, т.е.
их рост будет снижать результативный показатель. Эта закономерность прослеживается и в наших расчетах. Замедление оборачиваемости товарных запасов привело к росту рентабельности продаж на 0,01%, а снижение доли оборотных средств в имуществе, товарных запасов в оборотных активах повысило рентабельность продаж на 0,17% и 0,17%.
Одинаковыми на все кварталы плановое задание не может быть из-за миграции покупателей (выезд на дачи, весенние, летние, осенние отпуска). Основной частью товарооборота в общественном питании является розничный товарооборот, т.е. продажа населению продукции собственного производства и сопутствующих покупных товаров. Слагаемым розничного товарооборота является и мелкий опт, т.е. продажа продукции собственного производства и покупных товаров организациям социально культурного характера.
Поэтому анализ влияния основных факторов вызвавших изменения товарооборота, является важнейшим моментом анализа розничного товарооборота. Здесь можно использовать формулу балансовой увязки показателей розничного товарооборота: З1 + Н + П = Р + В + Е + У + З2 , где З1 – товарные запасы на начало планируемого периода; Н – торговая надбавка; П – поступление товаров; Р – реализация (продажа) по общему объему и по отдельным товарным группам; В – выбытие товара (возврат на склад или передача в другой отдел); Е – естественная убыль; У – уценка товаров; З2 – товарные запасы на конец периода. Влияние на объем товарооборота показателей товарного баланса можно рассчитать методом цепной подстановки или путем исчислений разницы между фактическими и плановыми величинами.
Они позволяют также определить силу воздействия отдельных элементов на целый ряд качественных показателей хозяйственной деятельности организации, таких как фондооснащенность труда, производительность труда, средняя заработная плата на одного работника и других. Для определения влияния отдельных факторов на увеличение показателя рентабельности продаж по сравнению с прошлым годом на 0,0020 %, используя способ цепной подстановки, предварительно составим таблицу 5. Таблица 5 Алгоритм расчета рентабельности продаж при различных условиях Факторы 1 Прошлый год 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Отчетный год 1.
Рентабельность издержек обращения 0,1180 0,0768 0,0768 0,0768 0,0768 0,0768 0,0768 0,0768 0,0768 0,0768 2. Издержкоемкость выручки от продажи 0,2048 0,2048 0,2239 0,2239 0,2239 0,2239 0,2239 0,2239 0,2239 0,2239 3.
Таким образом, учитывая увеличение прибыли от продаж в отчетном году, а также значительное увеличение прочих доходов на 476 тыс.руб. (111,21%) на фоне роста прочих расходов на 174 тыс.руб. (33,4%) получается, что в конечном результате прибыль отчетного года увеличилась на 9112 тыс. руб. Данные табл.9 позволяют раскрыть структуру всех основных элементов, формирующих конечный финансовый результат — чистую прибыль (убыток) предприятия. Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет валовая прибыль — 105,6% за отчетный год, что ниже аналогичного показателя в прошлом году на 5,1%. Удельный вес чистой прибыли не изменился и составляет 76% от прибыли отчетного периода (прибыли до налогообложения). Все это заставляет организацию искать возможности и усиливать контроль в целях оптимизации структуры расходуемых ее средств и повышения эффективности их использования.